Давайте-ка я расскажу вам о моем любимом музее. Нет, не так. О моем любимом примере реконструкции.
Вот, теперь всё точно.
простыня с картинками
Представьте себе город Берлин, прекрасный, обворожительный Берлин. В центре города находится Музейный остров - место сосредоточения 5 музеев и Берлинского кафедрального собора.
Neues Museum или в переводе - Новый музей - был построен в 1855. Построен именно как музей. Надо отметить, что в XIX веке понятие о музее было несколько иное, нежели сегодня. Современный музей изящных искусств - это максимально нейтральное пространство, где в одном и том же зале можно показывать Джексона Поллока и Андрея Рублева. Музей XIX века "поддерживал" экспозицию собственными интерьерами. А поскольку Новый музей изначально строился под египетскую коллекцию (кроме того, там выставлялась коллекция посвященная Первобытному обществу и Древнего мира), то и стены его были украшены фресками в египетском стиле.
Представьте себе, вы идете по залу, украшенному сложными орнаментами, выполненными в ярких красках. А вокруг вас - экспонаты, обломки великой цивилизации. И, кстати, именно в Новом музее хранится бюст царицы Нефертити. Да-да, тот самый бюст.
23 ноября 1943 при бомбардировках уничтожена главная лестница. Сгорели все фрески. Как и многие памятники истории культуры, жизни человечества.
Февраль 1945. Столица Третьего Рейха подвергается союзническим бомбардировкам. Уничтожено Северное крыло Нового музея, Южное так же пострадало.

Новый музей находился на территории Восточного Берлина. И до 1986 года он так и стоял - в руинах. Что значит для здания 41 год стоять без реставрации? Уточню вопрос - что значит для здания сорок один стоять без крыши? Впрочем, реставрация, начатая в 1986 году, продлилась всего три года - до падения Берлинской стены. Потом всем стало не до этого.
В итоге, лишь в 1997 году британский архитектор Дэвид Чипперфилд был утвержден на роль главного архитектора реставрации. На роль спасителя. И лишь в 1997 году началась работа по консервации обломков здания.
Реставрация длилась одиннадцать лет. И что это была за реставрация!
Чипперфилд выдвинул простую, понятную, но чрезвычайно трудоемкую концепцию. Она заключается в принципе восстановления древней керамики. Чипперфилд указал, что в музеях, выставляющих древние вазы и кувшины, собранные из осколков, не дорисовывают узоры. Оставляют голую глину иного цвета - дать понятие о форме сосуда.
И так же он планировал поступить с музеем.
Собрать все обломки, всё крошево, мельчайшие детали и, при помощи компьютера, собрать паззл. А то, что нельзя восстановить - сделать максимально нейтральным.
Главная лестница
В итоге, музей сам по себе стал объектом ничуть не менее интересным, нежели прекрасное собрание объектов искусства внутри. Чем-то он напоминает раскраску - повсюду незаконченные, недозакрашенные куски материи. Но тем он и прекрасен, разве нет?
PS. мне, впрочем, возможность нормально дышать перебило еще на входе. Там колонны стоят. Красивые такие. Почерневшие с одной стороны. Со следами от металлических осколков.
@темы:
архитектуру в массы!
и это я еще не стала выкладывать проектные чертежи (планы и разрезы)